Сказкотерапия

Что такое сказки? Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, сподвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.


Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает "правополушарный" тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывалось у ребенка благополучно (заботливые родители и педагоги читали, рассказывали сказочные истории, совместно их обсуждали), то в бессознательном маленького человека формируется своеобразный "банк" жизненных ситуаций. То есть набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве Мира и пр. Если сказочные и мифологические истории не обсуждались с ребенком, а просто читались или рассказывались, этот "банк", эти знания находятся в ПАССИВНОМ состоянии. Это тоже прекрасно, ибо РЕСУРС успешной социализации в любом случае у ребенка имеется.


Сказкотерапия - психологический метод, использующий сказочную форму для интеграции (восстановления, восполнения) личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Метод сказкотерапии исторически наиболее древний формат передачи знаний о жизни. Вначале сказка была источником информации, она позволяла хранить историю народа в памяти людей, её передавали из уст в уста, от старшего поколения к младшему. Она была призвана вдохновлять, передавать знания, помогать усвоению правил и норм окружающего мира, служила способом общения, в конце концов. Наверное, самое первое, что слышит в своей жизни человек – это сказки. Первое литературное произведение, с которым он сталкивается и откуда берет первые уроки для жизни.


Несмотря на то, что сказкотерапия не имеет возрастных ограничений и множество разработок адресовано взрослым, существует "миф" о том, что этот метод является "детским".
В каждом из нас есть Ребенок, который ждет и верит в чудо, как есть и Возрослый-творец, способный это чудо воплотить в реальность. Вспомните свою любимую сказку, у вас наверняка был любимый герой в сказке? Возможно, играя вы были именно этим героем, сильным, смелым таким, каким был этот герой. Вырастая во взрослых и умных «дять и тёть» мы выискиваем себе «заменители» сказок. Одни погружаются в виртуальный мир, играя в компьютерные игры, где герои наделены сверх способностями, другие погружаются в литературный мир фэнтази. И даже тогда, когда в нашей жизни возникают сложности, нам хочется, чтобы какие-то высшие силы решили наши проблемы и «всё стало хорошо».

Ребенок приобретает знания посредством игр и воображения. Игра — это способ приобретения навыков, присущих взрослым людям. Детские игры, по существу, могут быть приравнены к работе и учебе.

 Если вы понаблюдаете за игрой детей, то заметите, что очень многое в этой игре строится на подражании. Подражают матерям и отцам, старшим братьям и сестрам, телегероям и т.д. Это имитационное поведение вполне оправдано. Большинство навыков, необходимых в жизни современного человека, гораздо сложнее инстинктов, и они приобретаются через подражание. Дети наблюдают за кем-то, а затем делают так же. Из этих детей вырастают взрослые, которые в последующей жизни тоже кому-то подражают и возможно гасят свои потребности. Сказкатерапия поможет осознать свои действительные потребности и научит действовать в соответствии с ними. 

Напишите сказку о том, что вас беспокоит, и, возможно, вы получите не только ответ, но и лекарство.
Собственная сказка является символическим отражением: нашей жизненной программы, системы ценностей, ожиданий, стремлений человека, схемы развития отношений и т.д.

Материал, основанный на метафоре, работает с глубокими слоями психики (обходя сопротивление сознания); проработка происходит на уровне ценностей человека. Это даёт (относительно некоторых других методов) быстрый эффект.

Сказка является одновременно и диагностическим, и лечебным средством.

Сочинение сказки само по себе является процессом самотерапии автора, позволяет ему увидеть актуальные противоречия и на бессознательно-символическом уровне начать искать для них «противоядие».


Если Ваша рука уже тянется к ручке, желая записать вашу сказку. Возьмите ручку и бумагу и просто позвольте руке писать. Отпустите свою руку, позвольте ей записать сказку!